Антология советской песни - заголовок Главная Антология советской песни - баннер

Поиск Яндекса по сайту

Справочник по аккордам

Аккорды и их буквенно-цифровые обозначения, встречающиеся в настоящем издании.

В данном разделе приводится расшифровка буквенно-цифровых обозначений аккордов, применяемых в настоящем издании. Для упрощения все аккорды построены от ноты «до». Ноты, заключённые в круглые скобки, могут быть пропущены без ущерба для звучности аккорда и его функциональной определённости. Основные правила пропуска тонов в сложных аккордах смотрите здесь.

В описаниях септаккордов (а также нон-, ундецим- и терцдецимаккордов) слова «большой» и «малый» относятся к септиме (соответственно maj7 и 7).

Через косую дробную черту обозначается бас, с которым берётся аккорд, если он не совпадает с основным тоном аккорда (например Cm/E♭).

Разумеется, данный справочник не может охватить всё многообразие гармоний, но, зная, как строится один аккорд, внимательный человек может по аналогии построить и любые другие.

Внимание! Во всех нотах буквой B обозначена нота «си», а B♭ – «си-бемоль»!

Соответствие буквенных обозначений названиям нот:
ABCDEFG
лясидоремифасоль

Дополнительно: среди аккордовых обозначений может встретиться значок N.C. Это аббревиатура от No Chords (англ. нет аккордов). Она означает, что в этом месте аккомпанемент останавливается вплоть до появления следующего аккордового обозначения, и никакие аккорды не играются.

Ссылки для быстрого перехода

Трезвучия
Мажорное трезвучие Мажорное трезвучие. Состоит из большой и малой терций.
Минорное трезвучие Минорное трезвучие. Состоит из малой и большой терций.
Увеличенное трезвучие Увеличенное трезвучие. Состоит из двух больших терций.
Уменьшенное трезвучие Уменьшенное трезвучие. Состоит из двух малых терций. В аккомпанементе используется очень редко, и применяется в основном в трёхголосье для гармонизации голосов.

В начало

Аккорды с добавленными диатоническими тонами
Мажорное трезвучие с добавленной большой секстой Мажорное трезвучие с добавленной большой секстой.
Минорное трезвучие с добавленной большой секстой Минорное трезвучие с добавленной большой секстой.
Мажорное трезвучие с добавленной большой ноной Мажорное трезвучие с добавленной большой ноной (или секундой). Иногда обозначается add2.
Минорное трезвучие с добавленной большой ноной Минорное трезвучие с добавленной большой ноной (или секундой).
Мажорное трезвучие с добавленными большими секстой и ноной Мажорное трезвучие с добавленными большими секстой и ноной.
Минорное трезвучие с добавленными большими секстой и ноной Минорное трезвучие с добавленными большими секстой и ноной.

В начало

Септаккорды
Большой мажорный септаккорд Большой мажорный септаккорд. Обозначение maj всегда указывает на то, что в состав аккорда входит большая септима.
Доминантсептаккорд Малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд. Как следует из его названия, встречается чаще всего на пятой ступени (доминанте).
Доминантсептаккорд с увеличенной квинтой Доминантсептаккорд с увеличенной квинтой.
Доминантсептаккорд с уменьшенной квинтой Доминантсептаккорд с уменьшенной квинтой.
Доминантсептаккорд с «расщеплённой» квинтой Доминантсептаккорд с «расщеплённой» квинтой. Используется в основном в джазовой музыке.
Большой минорный септаккорд Большой минорный септаккорд.
Малый минорный септаккорд Малый минорный септаккорд.
Большой мажорный септаккорд с увеличенной квинтой Большой мажорный септаккорд с увеличенной квинтой.
Большой мажорный септаккорд с уменьшенной квинтой Большой мажорный септаккорд с уменьшенной квинтой.
Полууменьшенный септаккорд Полууменьшенный септаккорд. В эстрадной песне наиболее часто встречается в минорных тональностях на второй ступени.
Уменьшенный септаккорд Уменьшенный септаккорд. Состоит из трёх малых терций. Обычно используется для гармонизации проходящих и вспомогательных басов.

В начало

Нонаккорды
Малый мажорный нонаккорд Малый мажорный нонаккорд (доминантнонаккорд).
Малый минорный нонаккорд Малый минорный нонаккорд.
Большой мажорный нонаккорд Большой мажорный нонаккорд.
Малый мажорный нонаккорд с малой ноной Малый мажорный нонаккорд с малой ноной.
Малый мажорный нонаккорд с увеличенной ноной Малый мажорный нонаккорд с увеличенной ноной.
Малый мажорный нонаккорд с увеличенной квинтой Малый мажорный нонаккорд с увеличенной квинтой.
Малый мажорный нонаккорд с уменьшенной квинтой Малый мажорный нонаккорд с уменьшенной квинтой.
Малый мажорный нонаккорд с малой ноной и увеличенной квинтой Малый мажорный нонаккорд с малой ноной и увеличенной квинтой.
Малый мажорный нонаккорд с увеличенными ноной и квинтой Малый мажорный нонаккорд с увеличенными ноной и квинтой.
Малый мажорный нонаккорд с малой ноной и уменьшенной квинтой Малый мажорный нонаккорд с малой ноной и уменьшенной квинтой.
Малый мажорный нонаккорд с увеличенной ноной и уменьшенной квинтой Малый мажорный нонаккорд с увеличенной ноной и уменьшенной квинтой.

В начало

Ундецимаккорды
Малый мажорный ундецимаккорд Малый мажорный ундецимаккорд.
Малый минорный ундецимаккорд Малый минорный ундецимаккорд.
Большой мажорный нонаккорд с увеличенной ундецимой Большой мажорный нонаккорд с увеличенной ундецимой.
Малый мажорный нонаккорд с увеличенной ундецимой Малый мажорный нонаккорд с увеличенной ундецимой.
Малый мажорный нонаккорд с малой ноной и увеличенной ундецимой Малый мажорный нонаккорд с малой ноной и увеличенной ундецимой.
Полууменьшенный септаккорд с добавленной ундецимой Полууменьшенный септаккорд с добавленной ундецимой. Используется так же, как и обычный полууменьшенный септаккорд.

В начало

Терцдецимаккорды
Большой мажорный терцдецимаккорд Большой мажорный терцдецимаккорд.
Малый мажорный терцдецимаккорд Малый мажорный терцдецимаккорд.
Малый мажорный терцдецимаккорд с увеличенной квинтой Малый мажорный терцдецимаккорд с увеличенной квинтой.
Малый мажорный терцдецимаккорд с уменьшенной квинтой Малый мажорный терцдецимаккорд с уменьшенной квинтой.
Малый мажорный терцдецимаккорд с увеличенной ноной Малый мажорный терцдецимаккорд с увеличенной ноной.
Малый мажорный терцдецимаккорд с малой ноной Малый мажорный терцдецимаккорд с малой ноной.
Особый случай Особый случай. Этот аккорд очень хорошо известен джазовым музыкантам. Обычно применяется в мажорных тональностях на третьей пониженной ступени вместо уменьшенного септаккорда.
Малый мажорный терцдецимаккорд с уменьшенной квинтой и малой ноной Малый мажорный терцдецимаккорд с уменьшенной квинтой и малой ноной.
Малый мажорный терцдецимаккорд с увеличенной ундецимой Малый мажорный терцдецимаккорд с увеличенной ундецимой.

В начало

Аккорды с задержанием
Аккорд с задержанием на кварте Аккорд с задержанием на кварте. Обычно разрешается в мажорное или минорное трезвучие. Чаще всего встречается на первой и четвёртой ступенях.
Септаккорд с задержанием на кварте Созвучие, аналогичное предыдущему, но с добавленной малой септимой. Обычно строится на пятой ступени и почти всегда разрешается в доминантсептаккорд.
Нонаккорд с задержанием на кварте Гармоническое задержание вида B♭/C или B♭6/C.
Терцдецимаккорд с задержанием на кварте Гармоническое задержание вида B♭maj7/C. Обычно разрешается в доминантсептаккорд.

В начало

Аккорды с пропущенными тонами
«Пустой» малый септаккорд. Функционально не определён: ни мажорный, ни минорный. Применяется для создания специальных эффектов.
Гармоническое задержание вида Gm/C. Используется иногда на пятой ступени в мажорных тональностях как доминантовый аккорд.

В начало

svgtest

Дополнительно

То, чего нет в Антологии

Ещё 50 песен!

Качайте ноты здесь!

Очень много нот

Мы в социальных сетях

Для удобного поиска песен по названиям, по годам, по АСП-номерам, по авторам, по исполнителям, на каждой странице имеется главное меню сайта.