Справочник по аккордам
Аккорды и их буквенно-цифровые обозначения, встречающиеся в настоящем издании.
В данном разделе приводится расшифровка буквенно-цифровых обозначений аккордов, применяемых в настоящем издании. Для упрощения все аккорды построены от ноты «до». Ноты, заключённые в круглые скобки, могут быть пропущены без ущерба для звучности аккорда и его функциональной определённости. Основные правила пропуска тонов в сложных аккордах смотрите здесь.
В описаниях септаккордов (а также нон-, ундецим- и терцдецимаккордов) слова «большой» и «малый» относятся к септиме (соответственно maj7 и 7).
Через косую дробную черту обозначается бас, с которым берётся аккорд, если он не совпадает с основным тоном аккорда (например Cm/E♭).
Разумеется, данный справочник не может охватить всё многообразие гармоний, но, зная, как строится один аккорд, внимательный человек может по аналогии построить и любые другие.
Внимание! Во всех нотах буквой B обозначена нота «си», а B♭ – «си-бемоль»!
Соответствие буквенных обозначений названиям нот: |
A | B | C | D | E | F | G |
ля | си | до | ре | ми | фа | соль |
Дополнительно: среди аккордовых обозначений может встретиться значок N.C. Это аббревиатура от No Chords (англ. нет аккордов). Она означает, что в этом месте аккомпанемент останавливается вплоть до появления следующего аккордового обозначения, и никакие аккорды не играются.
Трезвучия |
|
Мажорное трезвучие. Состоит из большой и малой терций. |
|
Минорное трезвучие. Состоит из малой и большой терций. |
|
Увеличенное трезвучие. Состоит из двух больших терций. |
|
Уменьшенное трезвучие. Состоит из двух малых терций. В аккомпанементе используется очень редко, и применяется в основном в трёхголосье для гармонизации голосов. |
В начало
Аккорды с добавленными диатоническими тонами |
|
Мажорное трезвучие с добавленной большой секстой. |
|
Минорное трезвучие с добавленной большой секстой. |
|
Мажорное трезвучие с добавленной большой ноной (или секундой). Иногда обозначается add2. |
|
Минорное трезвучие с добавленной большой ноной (или секундой). |
|
Мажорное трезвучие с добавленными большими секстой и ноной. |
|
Минорное трезвучие с добавленными большими секстой и ноной. |
В начало
Септаккорды |
|
Большой мажорный септаккорд. Обозначение maj всегда указывает на то, что в состав аккорда входит большая септима. |
|
Малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд. Как следует из его названия, встречается чаще всего на пятой ступени (доминанте). |
|
Доминантсептаккорд с увеличенной квинтой. |
|
Доминантсептаккорд с уменьшенной квинтой. |
|
Доминантсептаккорд с «расщеплённой» квинтой. Используется в основном в джазовой музыке. |
|
Большой минорный септаккорд. |
|
Малый минорный септаккорд. |
|
Большой мажорный септаккорд с увеличенной квинтой. |
|
Большой мажорный септаккорд с уменьшенной квинтой. |
|
Полууменьшенный септаккорд. В эстрадной песне наиболее часто встречается в минорных тональностях на второй ступени. |
|
Уменьшенный септаккорд. Состоит из трёх малых терций. Обычно используется для гармонизации проходящих и вспомогательных басов. |
В начало
Нонаккорды |
|
Малый мажорный нонаккорд (доминантнонаккорд). |
|
Малый минорный нонаккорд. |
|
Большой мажорный нонаккорд. |
|
Малый мажорный нонаккорд с малой ноной. |
|
Малый мажорный нонаккорд с увеличенной ноной. |
|
Малый мажорный нонаккорд с увеличенной квинтой. |
|
Малый мажорный нонаккорд с уменьшенной квинтой. |
|
Малый мажорный нонаккорд с малой ноной и увеличенной квинтой. |
|
Малый мажорный нонаккорд с увеличенными ноной и квинтой. |
|
Малый мажорный нонаккорд с малой ноной и уменьшенной квинтой. |
|
Малый мажорный нонаккорд с увеличенной ноной и уменьшенной квинтой. |
В начало
Ундецимаккорды |
|
Малый мажорный ундецимаккорд. |
|
Малый минорный ундецимаккорд. |
|
Большой мажорный нонаккорд с увеличенной ундецимой. |
|
Малый мажорный нонаккорд с увеличенной ундецимой. |
|
Малый мажорный нонаккорд с малой ноной и увеличенной ундецимой. |
|
Полууменьшенный септаккорд с добавленной ундецимой. Используется так же, как и обычный полууменьшенный септаккорд. |
В начало
Терцдецимаккорды |
|
Большой мажорный терцдецимаккорд. |
|
Малый мажорный терцдецимаккорд. |
|
Малый мажорный терцдецимаккорд с увеличенной квинтой. |
|
Малый мажорный терцдецимаккорд с уменьшенной квинтой. |
|
Малый мажорный терцдецимаккорд с увеличенной ноной. |
|
Малый мажорный терцдецимаккорд с малой ноной. |
|
Особый случай. Этот аккорд очень хорошо известен джазовым музыкантам. Обычно применяется в мажорных тональностях на третьей пониженной ступени вместо уменьшенного септаккорда. |
|
Малый мажорный терцдецимаккорд с уменьшенной квинтой и малой ноной. |
|
Малый мажорный терцдецимаккорд с увеличенной ундецимой. |
В начало
Аккорды с задержанием |
|
Аккорд с задержанием на кварте. Обычно разрешается в мажорное или минорное трезвучие. Чаще всего встречается на первой и четвёртой ступенях. |
|
Созвучие, аналогичное предыдущему, но с добавленной малой септимой. Обычно строится на пятой ступени и почти всегда разрешается в доминантсептаккорд. |
|
Гармоническое задержание вида B♭/C или B♭6/C. |
|
Гармоническое задержание вида B♭maj7/C. Обычно разрешается в доминантсептаккорд. |
В начало
Аккорды с пропущенными тонами |
|
«Пустой» малый септаккорд. Функционально не определён: ни мажорный, ни минорный. Применяется для создания специальных эффектов. |
|
Гармоническое задержание вида Gm/C. Используется иногда на пятой ступени в мажорных тональностях как доминантовый аккорд. |
В начало
svgtest