Дорогие друзья!
Перед вами издание, которое называется «Антология советской песни». Это попытка собрать воедино все сколько-нибудь значимые эстрадные песни, звучавшие в нашей стране в период 1917 — 1991 годов. Слово «советской» в названии книги не имеет политической подоплёки, а обозначает только исторический период жизни нашей страны, во время которого сформировался и необычайно развился этот уникальный жанр — советская песня. Песни же писались людьми очень разными, и мировоззрения выражали они тоже разные. Какие — судить вам.
При подготовке сборника использовались материалы нескольких сотен песенников, выходивших когда-либо в Советском Союзе, и теперь свободно доступных для всех в электронном виде. Было также заказано несколько десятков скан-копий особо редких песенных клавиров в различных библиотеках России. Кроме того, в издание включено немало песен, клавиры которых никогда не издавались или были утрачены.
- Принципы комплектации сборника
- История возникновения «Антологии» и реализация замысла
- Форма выпуска информации
- Хронологический принцип построения
- Некоторые пояснения о том, что мы видим на развороте песни
- Негативные стороны некоторых песен
- Всемирно-историческое значение отдельных советских песен
- Заключение
- Это сборник эстрадных песен. Под эстрадными мы понимаем песни, написанные композиторами и поэтами и исполняемые вокалистами. Перечисленные категории людей являются специалистами, занимающиеся своей деятельностью на профессиональной основе, и имеют,
как правило <Но есть и исключения>, соответствующее профильное образование. В этом состоит принципиальное отличие эстрадной песни от бардовской или, к примеру, рок-музыки, где зачастую композитор, поэт и исполнитель — это одно лицо (без музыкального образования).
- Основаниями для включения каждой конкретной эстрадной песни в сборник являлись либо широкая популярность её в течение достаточно продолжительного времени, либо очень высокое качество музыкального и поэтического материала. В большинстве песен, включённых в это издание, присутствует и то, и другое. Некоторые песни были добавлены по одной-единственной, но веской причине — они не должны быть забыты, так что сборник является также и своеобразной «Красной книгой» для песен.
Желание составлять собственные песенные сборники возникло у меня ещё в конце 1970-х годов, когда я начал увлекаться эстрадным жанром и стал коллекционировать разнообразные песенники. Все они по разным причинам мне не нравились. Часто это были клавиры с вокальной строчкой, но сверху не были подписаны аккорды (это относится к сборникам от 1950-х и до середины 1970-х годов, когда в нашей стране ещё не было традиции записывать гармонию буквенно-цифровыми обозначениями). Для гитаристов вроде меня, не умеющих играть на фортепиано и читать ноты «с листа», это представляло большую сложность. Дело в том, что не проиграв или не прослушав клавир, очень трудно определить, относится ли некоторая вертикаль к основной гармонии, либо это просто гармонизация проходящей или вспомогательной ноты, и включать этот аккорд в аккомпанемент не следует.
Была и другая разновидность сборников — это вокальная строчка с подписанными над ней аккордами. В одних случаях составители таких сборников были абсолютно безграмотны в гармонии, и подписывали сверху полную ахинею, изменяющую песню до неузнаваемости, в других они, идя на поводу у безграмотных же гитаристов, максимально упрощали гармонию. Получалось, если провести аналогию с компьютерной техникой, как если бы мы пользовались шестнадцатицветовыми мониторами вместо нормальных, полноцветных с 16 777 215 цветами. Сложные аккорды <В своё время (в 1980-е годы) автор этих строк плотно занимался джазовой гармонией, и в этом вопросе более или менее разбирается.> используются в эстрадной песне для украшения, для создания определённого настроения, и пропускать их — это значит не донести до слушателя авторский замысел.
Но самый главный недостаток большинства советских песенников — это то, что в любом из них содержалось действительно хороших песен процентов 10 — 20, а иногда и меньше(!). Всё остальное место занимали песни, которые никто никогда не слышал, и уж тем более не пел.
Неплохие песенники выходили под редакцией В. И. Моделя. В них была проставлена более или менее адекватная гармония, но крайне малый разрешённый объём издания в печатных листах и желание составителя включить в один сборник как можно больше песен, вынуждали Владимира Ильича подписывать под нотной строчкой до четырёх куплетов, применять в нотной записи двойные «сеньо» и «фонари», размещать на одном развороте по нескольку песен, чтобы максимально использовать ограниченное пространство. Иногда в процессе подготовки издания к печати какой-нибудь «сеньо» или «фонарь» мог потеряться, и получалась сущая головоломка: становилось совсем непонятно, что за чем играть. Всё это приводило к тому, что материал становился совершенно неудобочитаемым.
Песенник В. И. Моделя
Мною были когда-то предприняты попытки выпускать рукописные сборники, свободные от перечисленных недостатков. В те времена компьютерных нотных издательских систем не существовало, а если где-нибудь и были, то стоили они запредельно дорого. По тому, насколько регулярно эти сборники у меня воровали, я понял, что нахожусь на правильном пути — такие сборники людям нужны.
Году примерно в 1990-м в нашем городе работали актёры театра «Bread & Puppet» из США, для которых я, вместе с другими музыкантами, помогал делать музыкальное сопровождение к спектаклю. Один из актёров тогда подарил мне изданный в Америке сборник джазовых стандартов, содержащий порядка 650 песен. В этом издании над нотной строчкой была подписана «правильная», настоящая гармония, уже позволяющая судить о характере песни, и способная, к примеру, служить основой для будущей аранжировки. Вот тогда мне подумалось, что было бы неплохо выпустить аналогичный супер-песенник уже с нашими песнями, грамотно гармонизированными.
Информацию о содержании будущего сборника нужно было где-то хранить. Встал вопрос о базе данных. Первая база данных была рукописной, и представляла собой обычную конторскую книгу. Включала она информацию о примерно 640 песнях, а собиралась эта информация десять лет.
В начале 2000-х, наконец, у меня появился компьютер. Было освоено программирование, проектирование баз данных. Сначала база данных была простейшая, в виде плоской таблицы, затем, по мере роста профессионализма, она совершенствовалась (декомпозировалась), и в настоящее время состоит из 25 таблиц, из которых 15 основных и 10 связывающих. Это позволяет теперь делать выборки абсолютно по любым критериям: по названиям песен, по композиторам, по поэтам, по исполнителям, по годам выхода, по фильмам, в которых прозвучали песни, по наличию или отсутствию видео, и т. д. Стало очевидно, что управлять такой махиной «вручную» будет весьма сложно, поэтому было написано довольно большое приложение для просмотра, добавления, изменения и удаления записей. Из этой же базы, только её сетевой версии, получает информацию сайт
ПЕСНИ-СССР.РФ. Почти все указанные возможности будут доступны на сайте.
Схема базы данных (для программистов)
Вначале я хотел взять за образец дизайн американского сборника, но вскоре стало понятно, что это не подойдёт. Дело в том, что американские джазовые стандарты чаще всего имеют структуру A-A-B-A, там очень мало текста, и весь он умещается под нотной строчкой. Советские же песни обычно имеют куплетную форму (запев-припев), и объём текста иногда бывает довольно значительным. Поэтому за эталон был принят разворот (две страницы), на котором слева помещались ноты, а справа — слова к песне. Можно поставить такой разворот на пюпитр, и при разборе материала читатель не будет отвлекаться на другие песни. К сожалению, не всегда удавалось соблюсти этот принцип (есть песни, занимающие три и более страницы, и немало одностраничных).
Данное издание изначально задумано как электронное. Это позволит нам использовать крупный формат (A4) и не экономить бумагу, соблюдая принцип «одна песня — один разворот». Крупный формат выбран также потому, что далеко не все музыканты, которые будут пользоваться этой книгой, обладают орлиным зрением. К тому же A4 — это наиболее ходовой формат бумаги, если кто-то захочет распечатать весь сборник или отдельные песни.
Перейти к оглавлению.