Антология советской песни - заголовок Главная Антология советской песни - баннер

Поиск Яндекса по сайту

Правила пропуска тонов в сложных аккордах

В сложных четырёх-семиголосных аккордах возникает необходимость пропуска тех или иных тонов с целью изложить аккорд в трёх или четырёх голосах. Это делается для

  • плавности голосоведения;
  • аппликатурных удобств;
  • усиления выразительности и звучности аккорда.

Впрочем, первое и второе тесно связано между собой: где голоса ведутся плавно, без резких скачков, там и играть удобно, и звучит красиво.

Но пропускать голоса можно не всякие. Основные правила здесь такие.

  1. Терция и септима никогда не пропускаются, потому что именно они совместно определяют функцию аккорда.
  2. Можно пропускать квинту, если она не альтерирована. Чистая квинта содержится в основном тоне в виде обертона, поэтому аккорд, в котором она пропущена, в звучности только выигрывает.
  3. В сложных многозвучных аккордах можно обойтись и без основного тона. В оркестре или ансамбле его сыграет бас-гитара, контрабас или другой басовый инструмент.
  4. Допустимо одновременное отсутствие основного тона и квинты.
  5. В ундецимаккордах обычно пропускается большая нона (а малую следует оставить). В аккордах с повышенной ундецимой (например 9#11, 7(b9#11)) нона, как большая, так и малая, не пропускается, иначе аккорд будет казаться «пустым». Лучше будет исключить основной тон.
  6. В терцдецимаккордах пропускается большая нона (не всегда), и почти всегда ундецима (если она не альтерирована). Малая нона всегда оставляется.

Но правила — правилами, а окончательное решение принимать вам. Сообразуйтесь всегда со своим слухом, музыкальным вкусом и чувством меры.

Дополнительно

То, чего нет в Антологии

Ещё 50 песен!

Качайте ноты здесь!

Очень много нот

Мы в социальных сетях

Для удобного поиска песен по названиям, по годам, по АСП-номерам, по авторам, по исполнителям, на каждой странице имеется главное меню сайта.