Правила пропуска тонов в сложных аккордах
В сложных четырёх-семиголосных аккордах возникает необходимость пропуска тех или иных тонов с целью изложить аккорд в трёх или четырёх голосах. Это делается для
- плавности голосоведения;
- аппликатурных удобств;
- усиления выразительности и звучности аккорда.
Впрочем, первое и второе тесно связано между собой: где голоса ведутся плавно, без резких скачков, там и играть удобно, и звучит красиво.
Но пропускать голоса можно не всякие. Основные правила здесь такие.
- Терция и септима никогда не пропускаются, потому что именно они совместно определяют функцию аккорда.
- Можно пропускать квинту, если она не альтерирована. Чистая квинта содержится в основном тоне в виде обертона, поэтому аккорд, в котором она пропущена, в звучности только выигрывает.
- В сложных многозвучных аккордах можно обойтись и без основного тона. В оркестре или ансамбле его сыграет бас-гитара, контрабас или другой басовый инструмент.
- Допустимо одновременное отсутствие основного тона и квинты.
- В ундецимаккордах обычно пропускается большая нона (а малую следует оставить). В аккордах с повышенной ундецимой (например 9#11, 7(b9#11)) нона, как большая, так и малая, не пропускается, иначе аккорд будет казаться «пустым». Лучше будет исключить основной тон.
- В терцдецимаккордах пропускается большая нона (не всегда), и почти всегда ундецима (если она не альтерирована). Малая нона всегда оставляется.
Но правила — правилами, а окончательное решение принимать вам. Сообразуйтесь всегда со своим слухом, музыкальным вкусом и чувством меры.