Антология советской песни - заголовок Главная Антология советской песни - баннер

Поиск Яндекса по сайту

Александр Васильевич Александров

01.04.1883 — 08.07.1946

Алекса́ндр Васи́льевич Алекса́ндров (настоящая фамилия - Коптелов или Коптелев); 1 (13) апреля 1883, с. Плахино, Рязанская губерния, Российская империя - 8 июля 1946, Берлин, Германия) - русский и советский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1937). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1942, 1946). Генерал-майор (1943). Автор музыки Гимна СССР и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации. В 1890-1892 годах учился в земской школе, пел в школьном хоре. В 1891 году переехал в Санкт-Петербург, где пел в хоре Казанского собора. В 1898 году окончил курс пения Казанской певческой церковно-приходской школы Санкт-Петербурга. С 1897 года - ученик регентских (дирижёрских) классов Придворной певческой капеллы (ныне Хоровое училище имени М. И. Глинки), по окончании которой в 1900 году получил звание регента. Через некоторое время поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию (класс композиции А. К. Глазунова и А. К. Лядова), однако в 1902 году, вследствие болезни и тяжёлого материального положения был вынужден прервать учебу и уехать в Бологое, где работал регентом соборного хора, а также педагогом по хоровому искусству в железнодорожном и техническом училищах. С 1906 года - в Твери, работал регентом архиерейского хора, вёл хоры в ряде учебных заведений. Написал в это время симфонию и симфоническую поэму «Смерть и жизнь». В 1909 году продолжил учёбу в Московской консерватории, которую окончил в 1913 году с большой серебряной медалью по классу композиции у С. Н. Василенко, а в 1916 году - по классу пения у У. Мазетти. С 1913 года - снова в Твери, где с оркестром, солистами и хором осуществил постановку оперы «Пиковая дама» (1913), исполнил фрагменты из опер «Евгений Онегин» (1914) (обе П. И. Чайковского), «Фауст» Ш. Гуно, «Жизнь за царя» М. И. Глинки и «Русалка» А. С. Даргомыжского. В этих постановках был и режиссёром, и дирижёром, и хормейстером, а иногда и певцом. В одном из домашних музыкальных спектаклей спел партию Ленского («Евгений Онегин»), в «Пиковой даме» исполнил партию Чекалинского. В Твери организовал и возглавил музыкальную школу (преобразованную впоследствии в музыкальное училище). С 1918 по 1922 год - регент Храма Христа Спасителя. В 1919-1930 годах - преподаватель композиции и хорового пения Музыкального техникума имени А. Н. Скрябина (ныне Академическое музыкальное училище при Московской консерватории), одновременно, с 1919 - помощник руководителя 2-й группы Первого государственного хора, в 1921-1923 (в 1926-1930 - дирижёр) - Государственной хоровой капеллы (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова), хормейстер Камерного театра (1922-1928), консультант Государственного оперного театра имени народного артиста Республики К. С. Станиславского и Музыкального театра имени народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) (1928-1930) (все в Москве). С 1918 года - преподаватель (сольфеджио, полифония, дирижёрское и хоровое мастерство), в 1926-1929 - вёл хоровой класс на инструкторско-педагогическом факультете, в 1932-1934 - заведующий хоровой кафедрой, с 1940 - декан дирижёрско-хорового факультета, с 1942 - декан объединённого дирижёрско-хорового и музыкально-педагогического факультетов Московской консерватории (с 1922 года - профессор). Среди его многочисленных учеников - К. Б. Птица, В. Г. Соколов, Д. Б. Кабалевский, К. П. Кондрашин и др. Инициатор (совместно с В. М. Блажевичем) создания в 1928 году военно-капельмейстерского класса, ставшего основой военного факультета Московской консерватории (1935, c 2006 - Военный институт (военных дирижёров) Военного университета Министерства обороны РФ), в 1929-1936 - заместитель декана военного факультета. С 1928 года - организатор (совместно с Ф. Н. Даниловичем и П. И. Ильиным) и музыкальный руководитель, с 1937 года - начальник, художественный руководитель и главный дирижёр Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной Армии им. М. Фрунзе (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова), с которым объехал весь Советский Союз и ряд зарубежных стран (Чехословакия, Монголия, Финляндия, Польша), завоевал в 1937 году «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже. Одновременно, с 1936 года - художественный руководитель Ансамбля песни и пляски ЦДКЖ, с 1937 - инициатор создания и художественный руководитель Ансамбля песни и танца Московского городского дворца пионеров и октябрят (ныне Ансамбль песни и пляски имени В. С. Локтева). Во время войны создал известные песни «Священная война», «В поход! В поход!», «Несокрушимая и легендарная» и др. В 1943 году на основе своего «Гимна партии большевиков» создал величественную мелодию, которая с 1944 года официально стала гимном СССР. Слова были написаны Г. А. Эль-Регистаном и С. В. Михалковым, частично отредактированы самим И. В. Сталиным. Эта же мелодия с 2000 года является Гимном России. Член Союза композиторов СССР. Александр Васильевич скончался от разрыва сердца 8 июля 1946 года (по другим источникам - 9 июля) в Берлине, во время европейского турне Краснознамённого ансамбля. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Ниже Вы можете прослушать ознакомительные версии песен композитора Александров Александр Васильевич с очень низким качеством (16 – 32 кБит/с). Для получения высококачественных записей необходимо заказать диски на сайте фирмы «Мелодия».

Откройте спойлер, нажав на кнопку-заголовок песни в месте, свободном от надписей.

Сортируйте список песен по алфавиту или хронологии, нажимая на соответствующие кнопки.

Исполнитель: КрАПП САТональность: Ре мажор. Темп: 83.
Исполнитель: Патриарший хор МП РПЦТональность: Ми-бемоль мажор. Темп: 75.
Исполнитель: Хор и оркестр ГАБТТональность: Ре-бемоль мажор. Темп: 79.
Исполнитель: КрАПП САТональность: Ре мажор. Темп: 133.
Исполнитель: КрАПП САТональность: Ре мажор. Темп: 140.
Исполнитель: Ансамбль советской песниТональность: Ре-бемоль мажор. Темп: 115.
Исполнитель: КрАПП САТональность: Ре мажор. Темп: 115.
Исполнитель: КрАПП САТональность: Ре мажор. Темп: 109.
Исполнитель: КрАПП САТональность: Ля минор. Темп: 96.
Исполнитель: КрАПП САТональность: Си-бемоль мажор. Темп: 115.
Исполнитель: АПП ВВ МВД СССРТональность: Си-бемоль мажор. Темп: 132.
Исполнитель: КрАПП САТональность: Ля минор. Темп: 93.
Исполнитель: КрАПП САТональность: Ля минор. Темп: 82.
Исполнитель: Хор Всесоюзного радиоТональность: Ми минор. Темп: 80.
Исполнитель: Борис Кузнецов и Лев ПолосинТональность: Ре минор. Темп: 115.
Исполнитель: Алексей ПокровскийТональность: Ре минор. Темп: 112.
Исполнитель: Ольга СорокинаТональность: Си-бемоль минор.

Дополнительно

То, чего нет в Антологии

Ещё 50 песен!

Качайте ноты здесь!

Очень много нот

Мы в социальных сетях

Для удобного поиска песен по названиям, по годам, по АСП-номерам, по авторам, по исполнителям, на каждой странице имеется главное меню сайта.