Деградационные процессы в обществе неизбежно сказались и на качестве выходившего тогда песенного материала. Наступила так называемая «эпоха ВИА». Вокально-инструментальные ансамбли (сокращённо ВИА) создавались и раскручивались с «благими» намерениями — создать отечественную альтернативу агрессивно входящим тогда в моду западным рок-группам. Идея была — скрестить русскую песенную мелодику и ритмы бит-музыки. Стилистика ВИА использовала в основном простые, «дворовые» гармонии, довольно примитивные аранжировки, и обязательный барабанный бой на протяжении всей песни в сочетании с мощным звуком бас-гитары. Сложные барабанные ритмы в рок-музыке были взяты из арсенала шаманов. Их длительное воздействие в сочетании с мощным басом, приближающимся в своём частотном диапазоне к инфразвуку, вызывало у толпы, пришедшей на концерт, устойчивое возбуждённо-истерическое состояние. Находящимся в таком состоянии полугипноза людям очень легко внушить через песни любые разрушительные идеологии, а также подвигнуть их на разнообразные антиобщественные действия, например заставить громить государственные учреждения, сбрасывать с пьедесталов памятники, и т. д. Кстати, этим же целям служит и широкая раскрутка футбола.
Беснующаяся толпа на рок-концерте.
Ещё одно пагубное воздействие рок-н-ролла — это то, что чрезмерное увлечение этим стилем приводит к тому, что личность «фаната» мировоззренчески «замораживается» на уровне ребёнка 12 — 13 лет. У нас есть немало шестидесятилетних, и старше, дедов с длинными седыми патлами, до сих пор слушающих на оглушительной громкости Led Zeppelin, или там Black Sabbath, и время от времени устраивающих меж собой «разборки» в стиле пятнадцатилетних пацанят.
«Дед опять дуркует», — выразился внук одного такого вот персонажа, весьма толковый парнишка.
Рок-н-ролльные девочки также остаются до старости подростками. В 40 — 45 лет они ещё не умеют готовить, не выходят замуж, не рожают детей. Одеваются они обычно в эдаком трансвеститско-юнисексовом стиле, как правило, много курят, и весь круг их интересов — это различного рода околомузыкальные «тусовки».
Так, посредством «безобидного» рок-н-ролла глобальным надгосударственным управлением выполняется задача сокращения численности населения на планете Земля, ведётся распространение различных экстремистских идеологий, культа смерти и суицида, и прочего сатанизма. Ничего не понимающих слабоумных рок-музыкантов, и таких же журналистов, пропагандирующих эту культуру, закулисные кукловоды используют втёмную в качестве «полезных идиотов». Для рок-н-ролла были в своё время открыты все дороги: лучшие концертные площадки, все мировые СМИ, в его «раскрутку» вкладывались невероятные финансовые средства. Без этого новый жанр так бы и остался музыкой для очень узкого круга людей, и, скорее всего, тихо скончался бы в конце 1960-х, так и не выйдя за пределы ливерпульского Каверн-клуба.
Чтобы играть песни 1950-х — 1960-х годов (я уж не говорю о 1930-х), требовалась достаточно высокая квалификация аккомпанирующих музыкантов (музыкальное училище как минимум). <В 1930-е и 1940-е годы также и от певца требовались недюжинные вокальные способности и музыкальное образование. Других в те времена не подпускали к сцене на пушечный выстрел. Ну да, микрофонов-то тогда не было.> Для исполнения музыки ВИА достаточно было знать шесть аккордов на гитаре, освоить три-четыре незамысловатых ритма на барабанах. Про бас я вообще не говорю. Тогда ВИА комплектовались по такому принципу: кто хорошо играет, того ставят на соло-гитару, кто похуже — того на ритм-гитару. А на бас-гитару ставили тех, кто играть вовсе не умеет. Гудит там что-то, и ладно. Это я вам говорю, как басист (шутка). И расплодилось по стране великое множество ВИА. В каждом ЖЭКе, на каждом предприятии, в каждом доме культуры, в школах, техникумах, институтах были ансамбли, и не по одному.
Типичный школьный ВИА 1970-х годов. Фото с сайта tunnel.ru
Мой первый бас - болгарская «Кремона»
Справедливости ради надо сказать, что было немало коллективов, в которых работали музыканты с солидной подготовкой. Это «Самоцветы», «Весёлые ребята», «Голубые гитары», «Верные друзья», и некоторые другие.
Вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы»
Вокально-инструментальный ансамбль «Весёлые ребята»
Постепенное опрощение гармоний, примитивизация мелодий подготовили к середине 1980-х годов «почтеннейшую публику» в СССР к восприятию различной электронной белиберды, почему-то называемой «музыкой», а параллельно и к развалу страны. Повсеместно стало внедряться исполнение песен под «минус» <Фонограмма «минус один», на которой записано только музыкальное сопровождение, без голоса.>, а мотивировалось это тем, что, дескать, стало невыгодно возить аккомпанирующий музыкальный коллектив с большим комплектом аппаратуры (а это враньё, это выгодно было всегда). Но под «минус» артист всегда будет работать «вполноги́». В полную же силу раскрытие певческого таланта возможно лишь при единении исполнителя с «живым» оркестром или ансамблем, когда во время исполнения возникает одно общее дыхание. Недоумённое состояние, сопровождающее артиста, привыкшего работать с «живым» коллективом при записи песни под «минус» хорошо описала в своих воспоминаниях Клавдия Ивановна Шульженко.
Никто не заставляет таскать с собой на гастроли эстрадно-симфонический оркестр с большим хором, но ансамбль в 5 — 6 человек публика всегда способна «прокормить». Хотя, например, Вилли Токарев в 1989 году ездил по стране с большим оркестром Анатолия Кролла, и заработали они тогда очень хорошие деньги, и все были очень довольны.
Но всего этого было мало для акул шоу-бизнеса, обладающих какой-то вовсе уж непомерной алчностью, и самые наглые и циничные артисты стали выступать под «плюс» <Фонограмма «плюс один», на которой записано музыкальное сопровождение с голосом, то есть то, что мы слушаем на пластинках и компакт-дисках.>.
Одна известная певица ответила нам <«Мы» — это технический персонал концертного зала.>: «Ну, что же вы хотите? Ведь это чёс» <На жаргоне артистов так называются концертные туры со множеством городов в расписании и большим количеством однотипных выступлений.>. Таким образом нам было недвусмысленно дано понять, что существует публика «первой свежести», которая заслуживает живого исполнения, и всё остальное быдло, «чумазые», которым «и так пойдёт». Но настоящий артист никогда не станет делить публику на «чистых» и «нечистых». Он будет работать одинаково для всех — с полной отдачей. И таких артистов у нас немало.
Это ещё что! У той певицы была хотя бы высококачественная, профессиональная фонограмма. Приезжал к нам как-то другой артист, тоже очень известный, так тот выступал вообще под старую, заезженную магнитофонную кассету, такое впечатление, подобранную на помойке. Мы посоветовали ему сходить через дорогу в киоск, и купить там новую кассету с его записями. Он так и сделал. Запись на купленной кассете оказалась гораздо лучше по качеству, чем на его собственной, и вечером публика, пришедшая на концерт, слушала плёнку, которая продавалась в киоске через дорогу от концертного зала. И никто не возмутился!
Студийный магнитофон STM-610 (Венгрия). Это его слушала наивная публика, в то время, как певица профессионально разевала рот.
В наше время так «работают» подавляющее большинство «певцов». Современных «звёзд», которых продюсеры цинично именуют на своём жаргоне «обезьянами», теперь возят по стране частенько под наркотическим «кайфом» так, что они порой бывают не в состоянии дать местным журналистам даже самое коротенькое интервью. А публика безропотно платит огромные деньги за удовольствие послушать магнитофон, теперь уже цифровой, хотя каждый может это сделать у себя дома совершенно бесплатно.
К слову, в США качественная эстрада хотя и продержалась несколько дольше, чем наша — до 1990-х, но потом так же благополучно деградировала — ведь процессы-то происходят глобальные.